История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России
Роль системы дополнительного профессионального образования в сложившихся условиях в формировании и развитии трудовых ресурсов России обозначена в «Законе об образовании в Российской Федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), где в статье 76 «Дополнительное образование» записано, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.Формирование системы дополнительного профессионального образования в высшей школе имеет длительную историю. Процесс становления и развития системы дополнительного профессионального образования в России есть результат историко-культурного развития образования под воздействием ряда доминирующих факторов (исторических, социально-экономических, политических, педагогических).
Периоды развития дополнительного профессионального образования в России
рубеж ХIХ–ХХ вв.
Формирования предпосылок и отдельных элементов будущей системы дополнительного профессионального образования: открытие институтов последипломного образования; внешкольное профессиональное образование взрослых, формальные и неформальные виды дополнительного образования преподавательского состава вуза и др.
В области методологии выявлена тенденция приоритетности национального образования, ее направленность на общечеловеческие ценности, что, однако, не исключало опоры на гуманистическую ориентацию образования
1917-1940-е гг.
Становление системы повышение квалификации и переподготовки кадров как элементов дополнительного профессионального образования, обусловленное социально-экономическими и идеологическими условиями; формирование самостоятельных форм, методов обучения и управления
Реализация принципа сближения теоретического обучения и производственной практики с жизнью, а также направленность обучения на «всеобщее обучение», «постоянное переучивание»
1941 -до начала 1960-х гг. ХХ в.
Внедрение в систему повышения квалификации и переподготовки новых форм обучения, ориентированных на обеспечение связи обучения с производством; расширение специальностей в области дополнительного высшего образования в основном за счет отраслей оборонной промышленности
Доминирование организации повышения квалификации и переподготовки высококвалифицированных кадров без отрыва от производства
1960-е до сер.1980-х. гг. ХХ в
Совершенствование системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли; развертывание сети структурных подразделений вузов, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку специалистовРазвитие системы дополнительного профессионального образования связано с разработкой концепции непрерывного профессионального образования и является приоритетным направлением профессионального образования в данный период
вторая половина 1980-90-е. гг.
Выделение самостоятельной институциональной основы «системы дополнительного профессионального образования», обогащение методов, принципов и форм образования; направленность процесса обучения на творческое развитие личности в условиях непрерывного образованияПостепенно складывающиеся концептуальные позиции ученых, характеризующие роль дополнительного профессионального образования как социального института, не только подготавливающего кадры для народного хозяйства, но и формирующего интеллектуально-творческий потенциал общества. Доминирующие позиции дополнительного технического образования сменяются спектром образовательных программ гуманитарного знания
нач. ХХI вв. – по настоящее время
Реформирование дополнительного профессионального образования в единое образовательное пространство в условиях интеграции России
Обусловлено глобальными и интеграционными процессами разной направленности, ориентацией европейских государств и США на международное сотрудничество: превалирование методологических идей, обосновывающих взаимодействие личности и общества, активное предоставление востребованных обучающимися дополнительных платных образовательных услуг в государственных и негосударственных образовательных учреждениях
В современных условиях реформирования высшего профессионального образования претерпевают изменения все компоненты изучаемой системы от содержания образовательных программ и осуществления преемственности на всех уровнях высшего образования до изменений функций отдельных видов учреждений дополнительного профессионального образования.
В каждой отрасли производства есть определенная специфика подготовки кадров. Вместе с тем существует единая исторически обусловленная основа для подготовки трудовых ресурсов, на которой формируется вся система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров всех уровней профессионального образования: начального, среднего, высшего и дополнительного образования, объединенных общей концепцией непрерывного и профессионального образования.
В этих условиях появляется новая масштабная организующая и координирующая роль системы дополнительного профессионального образования, прежде всего вузов, и саморегулируемых организаций — участников производственного цикла по обучению, аттестации и сертификации специалистов и организаций. Результаты историко-ретроспективного анализа, научных экспериментальных исследований, изучения опыта работы образовательных учреждений по проблеме развития системы дополнительного профессионального образования показывает, что путём расширения и совершенствования системы дополнительного профессионального образования и усиливая ее роль в непрерывном процессе обучения в условиях мирового образовательного пространства можно значительно поднять эффективность и результативность профессионального образования, снизить социальную напряжённость в обществе, успешно решать глобальные социально-экономические задачи.